Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:

Давид Дондер (ТГК-1): «Если раньше говорили, что 5% потерь – это плохо, то сейчас считается, что 7 – 8% – нормально»

Представитель Дирекции производственных систем компании «ТГК-1» объясняет, почему дела с экономией ресурсов в энергетике сегодня обстоят хуже, чем в советское время
16 декабря 2013, в 10:04

Давид Дондер, сотрудник Дирекции производственных систем (ДПС) энергетической компании «ТГК-1», в интервью газете «Энергия Северо-Запада» объяснил, почему дела с экономией ресурсов в энергетике сегодня обстоят хуже, чем в советское время. iBusiness.ru публикует фрагменты интервью, размещенного на портале «Управление производством».

«Я ушел на пенсию в 75 лет с должности заместителя главного инженера, хотя вполне мог работать и дальше. Просто по-человечески я понимал, что задерживаю движение более молодых сотрудников по служебной лестнице. Но я готов приносить пользу компании. И поэтому, когда меня пригласили сделать доклад для ДПС, с удовольствием откликнулся. Потом мне предложили плотнее поработать в этом направлении. Я согласился, но сказал, что территориально хотел бы находиться на своей Выборгской ТЭЦ. Снова окунувшись в работу, подготовил записку о том, как можно сегодня экономить топливо, ее распространили в ТГК-1. Ко мне несколько раз приезжали с других станций перенимать опыт, интересовались, как те или иные идеи внедрить. Моя основная задача сегодня – экономия топлива, устранение причин его пережога и обучение молодежи.

О мониторинге работы оборудования Выборгской ТЭЦ

Сперва мне надо было определить, в каком состоянии находится оборудование станции. Выяснилось, что где-то стоял насос большей производительности, чем надо. Где-то из-за подсоса воздуха неудовлетворительно работал подогреватель… А дальше я начал мониторить ситуацию, отслеживая режимы работы оборудования, и выдавать рекомендации, как их оптимизировать. У меня и раньше была такая система: я обязательно два раза в день – утром и вечером – обходил станцию. Смотрел, как работает каждый объект. Делал свои замечания – неисправности устранялись.

Подобный надзор на станциях зачастую осуществляет квалифицированный, но низко стоящий на служебной лестнице специалист. Он выявляет недостатки, однако ему тяжело влиять на их устранение. Если я в прежние годы просто говорил, например, машинисту, что ему надо сделать, и тот выполнял поручение, то сейчас замечания накапливаются. Сегодня я хожу по станции, выявляю узкие места, делаю замечания и дальше начинаю добиваться, чтобы на них оперативно реагировали. Идешь к начальнику цеха или заму, объясняешь, что необходимо сделать… В этом и состоит главная трудность. Представители групп совершенствования производства сейчас есть на всех станциях. Но они пока не обладают командными полномочиями.

Главная трудность в том, что специалисты, занимающиеся совершенствованием производства, не обладают командными полномочиями

Считаю, сегодня на каждой станции нужен энтузиаст – ответственный уважаемый человек, который бы отслеживал режимы работы оборудования. По идее, этим должен заниматься производственно-технический отдел (ПТО), но его сотрудники тонут в бумагах. Когда я работал начальником ПТО, большую часть времени проводил в цехах, меньшую – за столом. Сейчас все наоборот. Сотрудники ПТО в этом не виноваты – просто требований отчетности стало намного больше.

О том, почему сейчас дела с экономией ресурсов обстоят хуже, чем в советское время

Один из важнейших показателей экономичности станций, которому теперь уделяется недостаточно внимания, – это потери пара и конденсата. Они компенсируются подачей обессоленной воды. Мы видим, сколько такой воды приготовили. Но если приготовили, значит, такое же количество потеряли. Объяснений, куда вода делась, нет. Если раньше говорили, что 5% потерь – это плохо, то сейчас считается, что 7 – 8% – нормально.

На мой взгляд, причина в недостаточности ремонтного обслуживания. Почти все ремонты сегодня дороги. Кроме того, персонал сейчас не нацелен на поиск потерь. Раньше сотрудник, обнаруживший постоянное место потери, получал премию от 10 до 50 рублей (при зарплате начинающего инженера в 120 рублей). У нас была система премирования за экономию топлива, индивидуального подсчета экономии смены. Шло активное соревнование. Победителям могли выплатить до 30% от зарплаты. Некоторые считают, что это была профанация. Но я отлично помню, как ребята переживали, что не заняли первое место по итогам месяца, и как они старались в следующем месяце стать лучшими. Это давало эффект. Сегодня тоже есть подведение итогов работы персонала. Но ни премирования, ни депремирования нет. Хотя некоторые станции и пытаются это ввести.

Раньше сотрудник, обнаруживший постоянное место потери, получал премию от 10 до 50 рублей (при зарплате начинающего инженера в 120 рублей)

О главной задаче Дирекции производственных систем (ДПС)

[Главная задача ДПС] – определение на каждой ТЭЦ узких мест, которых на самой станции иногда и не разглядеть. Раньше существовала организация «Энергоналадка». Приезжали высококвалифицированные специалисты, смотрели режимы работы котлоагрегатов, давали рекомендации. Сегодня не хватает такого свежего взгляда. Недавно я участвовал в совещании у заместителя главного инженера ТГК-1. Была поставлена задача определить критерии, по которым мы бы могли четко видеть качество работ по отдельным направлениям. Сейчас эта идея будет отрабатываться в аппарате компании. Надеюсь, она принесет результат».

Впервые опубликовано в газете «Энергия Северо-Запада»

Читать полный текст интервью на сайте www.up-pro.ru