История самого молодого миллиардера - Эвана Шпигеля

Создатель сервиса самоудаляющихся фото и видео попал в рейтинг Forbes в 25 лет. 

Эван Шпигель родился в 1990 году в семье преуспевающих адвокатов. Мать ушла из крупной юридической компании, чтобы заниматься воспитанием детей. У Эвана есть две сестры Лорен и Кэролин. Отец работает партнером в юридической фирме Munger, Tolles & Olson. Часто семья отдыхала в европейских странах, у них был личный шеф-повар и дорогие автомобили. Когда Эвану было 17 лет, его родители развелись после 20 лет брака. Тогда мальчик решил жить с отцом.

В школе молодой человек был одним из самых талантливых учеников. Вскоре после ее окончания Эван без проблем поступил в престижный Стэнфордский университет, в котором учились многие предприниматели Силиконовой долины: Ларри Пейдж и Сергей Брин из Google, Илон Маск, Мариcса Майер из Yahoo. На первом курсе Шпигель познакомился с Реджи Брауном, которому принадлежит идея создания приложения с самоуничтожающимися фотографиями.

Весной 2011 года, когда Шпигель учился на предпоследнем курсе, Браун сказал другу: 

Я хочу, чтобы фотографии, которые я отсылал девушке, исчезали. 

Летом Шпигель, Браун и студента-программиста Бобби Мерфи начали разрабатывать приложение. Сначала проект назывался Pictaboo. Тогда Эван нарисовал логотип, который, в отличие от названия, сохранился до сих пор – на лого Snapchat изображен веселый призрак. Шпигель считался гендиректором компании, Браун – директором по маркетингу, а – Мерфи техническим директором.

Браун не разбирался в программировании и именно поэтому ему поручили решение маркетинговых задач. Тогда он принимал участие в создании логотипа, дизайна, разбирался с патентами и налогами, а также размещал приложение в App Store. В августе, после споров и конфликтов относительно распределения долей в компании, Мерфи и Шпигель сменили все пароли и выгнали Брауна из команды. В 2013 году Реджи Браун начал судиться с бывшими коллегами.

Уже осенью 2011 года приложение сменило название на Snapchat. Затем количество пользователей достигло тысячи, хотя в середине лета их было 127. Большой интерес приложение вызывало у учащихся, так как активность пользователей наблюдалась именно во время занятий, которые начинаются в девять утра и заканчиваются в три часа дня.

Реджи Браун

Фото: Wikimedia Commons

В апреле 2012 года аудитория приложения расширилась до 10 тысяч человек. В этот период молодые предприниматели столкнулись с финансовыми затруднениями. Для оплаты серверов требовались дополнительные деньги, которые им предложил Джереми Лью из Lightspeed Venture Partners. Дочь партнера Лью рассказала ему о приложении, которое пользуется популярностью у подростков. Тогда Джереми Лью инвестировал 485 тысяч долларов в приложение, оценив его в 4,25 миллиона долларов. После получения инвестиции Шпигель отчислился из университета, не доучившись несколько недель.

К февралю 2013 года количество пересылаемых в Snapchat снимков достигло 60 миллионов. В мае пересылали уже 150 миллионов снимков. Весной 2013 года компания получила еще одну крупную инвестицию от группы Benchmark, затем летом того же года - еще 80 миллионов долларов от IVP, SV Angel и General Catalyst Partners. Сам Snapchat был оценен в 800 миллионов долларов. Под конец года в общей сумме инвестиции превышали 120 миллионов долларов. В том же году Шпигель и Мерфи перевезли Snapchat в Силиконовую долину.

Марк Цукерберг, узнав о Snapchat, предлагал 3 миллиарда долларов за компанию. Перед этим основатель Facebook пытался сделать похожее приложение Poke, но оно провалилось.

Марк Цукерберг

Фото: Wikimedia Commons

Фонд DST Global Юрия Мильнера вложился в американский стартап в 2014 году, сумма сделки не раскрывалась. На тот момент стоимость проекта оценивалась в 10 миллиардов долларов, уже тогда сервис сравнивали с Airbnb (сервис по аренде жилья) и облачным сервисом Dropbox.

В начале 2015 года приложением пользовались 200 миллионов пользователей. В январе мессенджер представил раздел Discover, где СМИ могут публиковать новости и развлекательный контент. Сервисом начали пользоваться Buzzfed, CNN, Ad Age и другие СМИ.

В сентябре Snapchat приобрел одесский стартап Looksery (мобильное приложение, позволяющее в реальном времени изменять лицо, чтобы красивее выглядеть). По данным издания AIN, покупка обошлась в 150 миллионов долларов. Функция преображения внешности уже доступна в приложении с самоудаляющимися снимками.

Сейчас состояние Эвана Шпигеля превышает два миллиарда долларов. В этом году он впервые попал в рейтинг миллиардеров Forbes, оказавшись самым молодым участником списка.