Британцы хотят попрощаться с Евросоюзом.

23 июня в Великобритании пройдет референдум о выходе Соединенного королевства из состава Евросоюза, который журналисты успели окрестить Brexit (от английского Britain + Exit – прим. ibusiness).

Возможные последствия выхода Британии из состава ЕС огромны как для Европы, так и для всего мира. Brexit поставит под вопрос не только так называемую европейскую идентичность, но и будущее всех наднациональных организаций, считает автор The Washington Post Адам Тейлор.

Пока что, в предварительном голосовании лидируют те, кто выступают против Brexit. Но перевес этот совсем небольшой и в последние месяцы серьезно сократился.

Против выхода из ЕС выступает большинство высокопоставленных лиц страны. Это и премьер-министр Дэвид Кэмерон (который, кстати, был инициатором референдума), и лидер лейбористов Джереми Корбин. Против выхода из ЕС выступают и верхушка Либерал-демократической партии Англии и Национальная партия Шотландии.

Brexit давно лоббирует Партия независимости Соединенного королевства (UKIP) и ее лидер Найджел Фередж. В последнее время UKIP удалось заручиться поддержкой от консервативной и лейбористской партий. Кроме того, за Brexit выступает и мэр Лондона Борис Джонсон.

Как отмечает Тейлор, среди европейских лидеров большинство выступают за то, чтобы Великобритания осталась в Евросоюзе. Такого же мнения придерживается и президент США Барак Обама, который даже пригрозил Англии экономическими мерами в случае выхода страны из ЕС (что, кстати, вызвало серьезное недовольство у европейских политиков).  

Из тех, кто поддерживает Brexit можно назвать кандидата в президенты США Дональда Трампа, который, правда, отметил, что никому ничего не советует, а просто выражает свою точку зрения.

Последствия Brexit довольно сложно предсказать, считает Тейлор, так как прецедентов, чтобы такая крупная страна как Англия выходила из ЕС, не было. Лишь в 1982 небольшая Гренландия проводила референдум о выходе из прообраза сегодняшнего Евросоюза – Европейского экономического сообщества (EEC) (победили те, кто хотел остаться в организации).

Если Brexit все-таки случится, то это может стать сигналом для групп в других странах, которые призывают выходить из ЕС (Это, например, «Национальный фронт» во Франции, который очень дружит с Россией). 

С экономической точки зрения последствия Brexit остаются предметом споров. Так называемые евроскептики утверждают, что даже в случае выхода страны из ЕС остальным придется поддерживать экономические связи с Соединенным королевством. То есть у Великобритании получится убить двух зайцев одним выстрелом.  

Возможен и другой вариант: оставшиеся члены ЕС введут против Англии торговые санкции в качестве предупреждения для тех участников союза, которые также задумываются о выходе.

В случае Brexit под угрозой может оказаться и статус Лондона как одной из основных финансовых столиц мира, отмечает Тейлор из The Washington Post. Так, банк HSBC уже пообещал перевести более тысячи своих сотрудников во Францию в случае выхода Англии из Евросоюза. Ну и наконец, в случае, если большинство англичан проголосуют за выход из ЕС, это может послужить возобновлению кампании за независимость Шотландии, так как большинство шотландцев выступает против Brexit.

Исторически у Англии давние и непростые отношения с ЕС, пишет Тейлор. Еще в 1975 году скандалы по поводу того, на каких условиях страна должна войти в ЕЕС, привели к референдуму (который выиграла проевропейская часть англичан). Тем не менее, Англия так и не перешла на евро и не подписала Шенгенское соглашение.  

Большинство аналитиков полагает, что вступление в ЕС пошло Великобритании на пользу. Поэтому, считает Тейлор, речь идет скорее об эмоциях, чем об экономике. Так сложилось исторически, но многие британцы не считают свою страну частью Европы и не хотят лишаться своего суверенитета в пользу евробюрократов.  

По данным некоторых опросов, основной причиной жаркого обсуждения Brexit является сегодняшний кризис в вопросе мигрантов. Часть англичан считает, что мигранты отбирают работу у местного населения и несправедливо пользуются льготами. Сумбурный ответ ЕС на текущий кризис лишь подливает масла в огонь.