Доктор, у моих технологий экономический пузырь?

Регулярная проверка ведущих технологических компаний на чрезмерную "раздутость" от экспертов The Economist.

Разговоры об экономическом пузыре в сфере технологий идут практически так же давно, как эта сфера существует. Однако полностью списать эти опасения со счетов тоже не получается: четыре самые высоко оцененные компании в мире сегодня (Apple, Alphabet, Microsoft и Amazon) занимаются технологиями, а стартапы, которые теряют деньги регулярно привлекают астрономические суммы от как будто бы не замечающих этого инвесторов. Взять хотя бы недавно вышедший на IPO Snapchat: продажи компании по последним данным составили $400 миллионов, а потери — $700 миллионов, что не помешало инвесторам оценить компанию в $25 миллиардов. Как тут не задуматься о пузыре? The Economist проверяет опасения о раздутости мира технологий и стартапов цифрами и данными.

Если вы хотите проверить любую индустрию на чрезмерную “раздутость”, то в первую очередь вам нужно обратить внимание на денежные потоки. Так, в 2001 году, когда лопнул первый пузырь веб-экономики, технологические компании категорически не справлялись с конвертацией продаж в достаточные суммы для поддержания собственных растущих бюджетов. Сегодня многие технологические компании испытывают ту же проблему, например тот же Snapchat или Uber. Однако в целом индустрия приносит стабильный доход: за последний год 150 крупнейших технологических компаний сгенерировали более $350 миллиардов долларов в денежных потоках после капитальных издержек. Это, к примеру, больше, чем денежный поток всех компаний в Японии (кроме финансового сектора)

В преддверии взрыва экономического пузыря инвесторы начинают ошибаться и одинаково высоко оценивают как качественные, так и заведомо провальные активы: например, в 2008 по практически одинаковой цене торговались как высокорискованные кредиты, так и векселя казначейства США. Инвесторы сегодня активно вкладываются в такие компании как Facebook, Alphabet и Alibaba, продажи которых стабильно растут на 20%, но в тоже время высоко оценивают и рискованные стартапы как Uber и Snapchat, которые не приносят прибыли, но могут похвастаться взрывным ростом продаж.

Чтобы понять, насколько инвесторы в целом правильно выбирают технологические компании для вложений, эксперты The Economist рассчитали, какие их популярных технологических компаний уже превратили свою ценность в наличные, какие сделают это в ближайшие четыре года, а от каких прибыли ожидают только после 2020 года. В этой категории технологический рынок тоже проходит тест: выше всего инвесторы оценивают те компании, более 40% ценности которых приходится на текущие заработки (Apple, Samsung), и те стартапы, которые в короткой перспективе могут похвастаться взрывным ростом. Из 10 самых высоко оцененных технологических компаний обещаниями на далекое будущее инвесторов кормят только Tesla и Amazon, более 90% ценности которых будет реализовано только после 2020 года. 

Третий тест на “пузырчатость” заключается в том, насколько хорошо компании в той или иной области смотрятся, когда их показатели складываются вместе. Например, в кризис интернет-компаний 2001 года по-отдельности фирмы смотрелись прекрасно и давали инвесторам громкие обещания, но при этом все вместе они претендовали на значительно больше чем 100% от существующего рынка: в реальности потребитель даже близко не был готов поддержать такой масштаб интернет-экономики. Сегодня инвесторы в технологии снова могут вздохнуть спокойно: общие прибыли пяти крупнейших технологических компаний составляют около 6% от корпоративных заработков в США и достигнут лишь 10% к 2025 году. Менеджеры этих компаний не пытаются дважды посчитать одни и те же прибыли, Google не обещает захватить ту же самую долю рынка социальных сетей, которую уже занимает Facebook, а Facebook не кормит инвесторов обещаниями про прибыли от уже занятой доли рынка поиска.

Тем не менее, в мире по-прежнему слишком много технологических компаний, оцененных на сногсшибательные суммы от $1 до $10 миллиардов. Более того, когда эти компании теряют деньги и понимают, что их бизнес-модель дает сбой, они не говорят об этом с инвесторами. Взять хотя бы Twitter, продажи которого в последнем квартале 2016 года упали на 14% по сравнению с прошлым годом: несмотря на значительные и регулярные денежные потери компания продолжает обещать инвесторам, что вскоре она встанет на тропу взрывного роста.

Опасения вызывает и ритейл-гигант Amazon — самая оптимистично оцененная инвесторами компания из крупнейших технологических фирм. 92% из текущей стоимости Amazon обеспечивают потенциальные прибыли компании после 2020 года. При этом рыночная стоимость компании колоссальна — $410 миллиардов. И хотя подразделение облачных технологий Amazon регулярно приносит прибыль, на него приходится лишь треть стоимости компании. Остальные подразделения, включая онлайн-торговлю, телевидение и логистику, практически не приносят прибыли несмотря на крупные объемы продаж. Более того, даже рост продаж, которым Amazon всегда гордился в последнее время опустился до не таких уж и впечатляющих для индустрии онлайн-торговли уровней. Чтобы оправдать свою текущую стоимость, к 2025 году Amazon должен стать безраздельным правителем мира онлайн-продаж и приносить больше прибыли, чем любая другая компания в США — около $55 миллиардов в год.