Сектор "шедевр" на барабане

Анализ портфолио знаменитого экономиста Джона Кейнса показал, что заработать на инвестициях в искусство можно, но в большинстве случаев вы будете играть в лотерею.

Британский экономист Джон Кейнс основал собственное течение в экономике и стал одним из отцов макроэкономики. Практически все свободное от науки и государственной службы время Кейнс посвящал искусству — он часто проводил вечера в компании Вирджинии Вулф и Э.М. Фостера, коллекционировал живопись и книги и был щедрым меценатом. Впрочем, когда Кейнс занимался искусством, он не забывал и о своем главном призвании — экономике. Произведения искусства составляли немалую часть его инвестиционного портфолио, и Кейнс тщательно документировал все изменения стоимости своих живописных активов. После смерти великого ученого 135 произведений, вошедших в его коллекцию, оценили в £70 миллионов, и пожертвовали Кембриджскому университету. Группа ученых из Кембриджа и Лондонской школы бизнеса решила проанализировать портфолио столь уважаемого экономиста, чтобы понять, оправдываются ли инвестиции в искусство в длительной перспективе. Они рассказали о предварительных результатах своего исследования журналу Artsy.

Если проанализировать портфолио искусства, купленного Кейнсом, в отдельности от остального рынка живописи, то можно решить, что покупать искусство — отличная бизнес-стратегия. Экономист купил работы, составившие его обширную коллекцию, за сумму меньше £13 тысяч, а в 2013 году она уже оценивалась в £70 миллионов. Таким образом, каждый год Кейнс стабильно получал 4,2% годовых. Однако сравнив судьбу портфолио Кейнса с тысячами других инвестиционных коллекций искусства, ученые обнаружили, что рынок искусства работает скорее как лотерея, чем как бизнес: небольшая доля художников и инвесторов на нем срывает большой куш, в то время как остальные передвигают по рынку незначительные суммы.

Рынок искусства уже давно сводит с ума экономистов тем, насколько его тяжело измерить и проиндексировать. Портфолио Кейнса в этом плане — уникальный экспонат. Во многом благодаря тому, что за этой коллекцией произведений искусства стоял столь видный экономический деятель, ее финансовая жизнь сквозь года была практически полностью задокументирована. “Эта одна из двух известных нам коллекций, о которой можно найти все финансовые данные — от изначальной стоимости приобретения до финальной оценки”, - отмечают авторы. Кейнс подробно описывал все свои приобретения и объяснял, почему он покупал те или иные картины. После смерти экономиста страховщики и аукционные дома продолжали регулярно оценивать стоимость коллекции, что позволило ученым как следует проанализировать инвестиционную стратегию великого экономиста и ее плоды. Можно благодаря инвестиционным стратегиям Кейнса превратить покупку искусства из лотереи в прибыльный бизнес? 

Первый урок коллекции Кейнса заключается в том, что при покупке искусства важнее всего правильно выбрать источник. Все работы, которые сделали коллекцию Кейнса столь дорогостоящей, а именно картины Дега, Пикассо, Сезанна, Брака и других крупных модернистов, экономист приобретал на нескольких аукционах, которые он посещал регулярно в поисках хороших сделок. Работы, которые Кейнс купил из других источников, например у частных дилеров или у самих художников, в длительной перспективе оказались значительно менее выгодными приобретениями. Второй важный урок коллекции Кейнса заключается в том, как важно иметь инсайдеров в мире искусства. Кейнс постоянно общался с лучшими художниками своего времени и получал от них наводки на талантливых мастеров, которых еще не заметила широкая публика. Наконец, экономист подбирал удачное время для покупок, выбирая моменты, когда искусством интересовалось меньше людей, чем обычно (например во Франции после Первой мировой).

Впрочем, даже со столь тщательной стратегией инвестиций в искусство Кейнс попал в цель лишь несколько раз. 80% его расходов на искусство ушли на 10 картин, и эти 10 самых дорогих работ в результате составили 91% финальной ценности его портфолио. Рынок искусства, как и голливудские блокбастеры, всегда полностью зависел от своих суперзвезд: топ-20 самых продаваемых на аукционах авторов практически не изменился за последние 10 лет. Кейнс был достаточно состоятельным человеком, чтобы позволить себе покупать уже достаточно дорогие работы авторов, которым было уготовано величие, и ждать пока цены на эти работы достигнут “зрелости” на аукционах. Инвестиции в искусство могут оправдать себя, но позволить себе играть на этом рынке могут лишь люди, которые уже обладают солидными средствами и не разорятся, если их ставки на произведения не оправдаются. Стратегии, которые применял к своему портфолио Кейнс, помогают сделать этот процесс несколько более стабильным, но хаотичная природа рынка искусства делает надежные инвестиции в этой области практически невозможными.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.