Тот, кто владеет интеллектуальной собственностью, владеет миром.

У множества великих изобретений нет единого автора. Не раз получалось, что одну и ту же технологию одновременно разрабатывали независимо друг от друга блестящие умы на разных уголках планеты. То ли сам уровень развития науки и техники подталкивает изобретателей к логичным открытиям, то ли идеи просто “витают в воздухе”. В разное время такие истории случились с изобретателями контактных линз, бюстгалтеров, видеомагнитофонов и трамваев.

В России, говоря на эту тему, чаще всего вспоминают загадочную историю господина Попова и синьора Маркони. Почти весь мир считает итальянца изобретателем радио, однако россияне отдают пальму первенства своему соотечественнику: ведь именно Попов первым публично продемонстрировал технологию в 1895 году. Может быть, дело в том, что Маркони регистрировал патент и продвигал своё изобретение в Великобритании - одном из перманентных центров мировых инноваций, а Попов работал в России и не озаботился тем, чтобы грамотно продвинуть плоды своих трудов за рубежом.

Эта досадная история подчёркивает необходимость грамотной работы с интеллектуальной собственностью. Тут человечество не ушло далеко от XIX века - взять хотя бы патентный троллинг. Это специфическое явление сформировалось как раз в годы Попова и Маркони, когда один американский инженер при помощи патентных хитростей (но не технического гения) добился статуса “изобретателя автомобиля” и много лет получал деньги от всех автопромышленников. Что мы видим сейчас? Точно такие же хитрецы выжимают миллионы из IT-компаний, объявив себя, к примеру, праотцами всех на свете антивирусов. (Справедливости ради, стоит сказать, что на рынке действуют и честные разработчики, которые за симпатичную сумму готовы передать технологию хайтек гиганту или даже целиком продать свой бизнес крупной компании).

Интеллектуальной собственности бизнеса угрожают не только внешние силы, но и свои же сотрудники. Конфликт с автором разработки может привести к длительным тяжбам - и совершенно необязательно, что судебные органы вынесут выгодное компании решение. Бизнесу нужно задумываться о том, чтобы грамотно оформлять отношения со своими сотрудниками. В силах хороших юристов сделать так, чтобы новые разработки были выгодны всем. 

Чтобы добиться успеха в высокотехнологичных отраслях, необходимо компетентно выстроить технологическую политику компании. Она должна быть долгосрочной (с горизонтом лет в 20), перспективной и, что важно, адекватной рынку и патентному ландшафту. Главное - не забывать об оформлении интеллектуальных прав. В этой области есть масса хитростей, внимание к которым предоставит вам все карты в руки: права на интеллектуальную собственность должны собираться в портфели, им должно быть обеспечено централизованное управление и агрессивная стратегия патентования… Так сразу не разберёшься.

Эта тема особенно актуальна в России. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные ресурсы нашей страны огромны: и до революции, и в советское время, и в современной истории она давала миру великих учёных и инноваторов. Утверждение о современных успехах вызывает сомнения? Их можно развеять, взглянув на выходцев из России и СССР, достигших успехов в западном хайтеке.

Конечно, и москвич Сергей Брин вряд ли стал бы кумиром техноблогеров, оставшись работать на родине. Сравнение потенциалов стран в различных рейтингах инновационности помещает нашу страну во второй эшелон мирового прогресса. Обидно - не то слово. Особенно с учётом того, что в российской экономике есть сферы, в которых отечественным изобретателям по идее не должно быть равных на всей планете: металлургия, нефтехимия, машиностроение… Руководству компаний этих отраслей стоит уделять больше внимания трансферу технологий, чтобы не упустить огромную выгоду.

Со времён Попова и Маркони интеллектуальная собственность - одна из самых ценных инвестиций. Как и любой подобный вопрос, она требует точного, профессионального подхода.