Я решил сделать крутой проект

Кто делает стартапы и где искать на них деньги.

Кристофер Томпсон, руководитель подразделения инкубационных проектов и старший директор компании Cisco обратил внимание на то, что 90 процентов стартапов терпят неудачу. Это неудивительно, так как у многих нет свежих идей или денег. iBusiness разобрался, кто делает стартапы, и где найти на них средства.



Кто делает стартапы

Студенты

Чаще всего молодые люди последних курсов начинают развивать из своих идей проекты. В некоторых университетах есть акселераторы, которые поддерживают стартапы студентов. Так, в петербургском университете ИТМО существует акселератор Future Technologies, который выдает студентам-стартаперам грант в размере 300 000 рублей, ментора, обучение, стажировку за рубежом. Также есть бизнес-инкубаторы при университетах ВШЭ, МГУ и других.

Программисты

Часть программистов хочет, например, «убийцу Facebook» или «ВКонтакте», они пытаются найти сторонников для своей идеи и реализовать ее. Другая часть программистов хочет работать в компании, которая сделает что-то крутое, например, «убийцу Facebook».

Офисные работники

Некоторые из сотрудников компаний решают параллельно с обычной работой развивать свой проект, как правило, сначала для души, а затем, если все хорошо идет, начинают искать инвестиции на полноценное развитие своего продукта.

Внутрикорпортативные стартапы

Есть компании, которые не покупают нужный продукт, а развивают свой стартап и инвестируют в него сами. Чаще всего такого рода проекты развиваются в компаниях, которые связаны с инвестированием или предпринимательством.

Опытные старатперы

После запуска успешного проекта и его продажи, некоторые предприниматели начинают развивать новый на деньги от продажи предыдущего. Такие предприниматели рассчитывают на инвестиции тогда, когда заканчиваются деньги от продажи предыдущего стартапа и тогда, когда нужны дополнительные средства для развития, а своих не хватает.



Откуда взять деньги

Чаще всего начинающие предприниматели собирают деньги на проект у родителей, друзей. Некоторые решаются брать кредиты, но на небольшие суммы. iBusiness посмотрел на другие каналы привлечения серьезных инвестиций.

Краундфандинг

Такая форма сбора денег на свой проект пользовалась особой популярностью в 2013-2014 годах. Самой известной платформой является Kickstarter , который появился еще в 2009 году. При сборе средств на этом ресурсе можно вычитать из заработанного 8-10 процентов – платформа берет пять процентов из собранных средств,  еще 3-5 процентов себе забирает Amazon (помогать проектам можно только через  Amazon Payments). Однако платформа не претендует на права собственности.

С 2008 года существует еще одна платформа для сбора средств на проекты Indiegogo, там берут комиссию в девять процентов, оплаты принимаются через платежную систему PayPal.

Boomstarter является российской краундфандинговой платформой. Действует с 2012 года, ежедневно на платформе регистрируется около ста новых проектов по данным за ноябрь 2015 года. Boomstarter берет пять процентов от привлеченных средств, столько же берут платежные системы, которые используют для поддержки проектов, также уходит 13 процентов на налог с доходов физических лиц.

Для того, чтобы привлечь внимание к своему проекту на краундфандинговой платформе, нужно написать проникновенную историю о том, почему вы решились делать свой проект, описать перспективы, пользу и преимущества своего продукта. Также нужно регулярно осуществлять обратную связь с теми, кто хочет или вкладывает свои средства в ваше начинание. Вся информация о продукте и история должны быть простыми для понимания и интересными.

Бизнес-ангелы

Они представляют собой физических лиц, которые хотят выгодно вложить деньги, другими словами это частные венчурные инвесторы. Это могут быть актеры, музыканты, телеведущие, бывшие предприниматели и другие лица. Обычно бизнес-ангелам за деньги вы предоставляете долю в своем бизнесе.



Акселераторы

Такие учреждения помогают быстро реализовать проект через менторство, образовательные курсы, финансирование за долю в компании. Обычно уходит от нескольких месяцев до полугода. Чаще всего небольшие акселераторы работают над десятком проектов одновременно. Крупный акселератор может иметь 25-100 (и более) резидентов. Подобные институты часто основывают предприниматели, у которых не было неудачных проектов. Также основателями могут выступать государства, университеты и компании.

Для того, чтобы включиться в процесс, нужно просто зайти на сайт того акселератора, который вам больше подходит по требованиям и программе, отправить заявку и ждать ответа. Обычно отбор в такие организации проходит в несколько этапов.

Инкубаторы

У бизнес-инкубаторов в отличие от акселераторов широкая разновидность специализаций, но чаще всего они работают с технологическими компаниями. В инкубаторы можно идти на ранней стадии проекта, там помогают с решением юридических, бухгалтерских и финансовых вопросах. В инкубаторах предоставляют помещение в аренду, консультации по различным вопросам (налоги, бизнес-план, общение с инвесторами), доступ к инвестициям. Как правило в таких организациях проект развивают от одного до трех лет.

Стартап-мероприятия

Например, в виде таких мероприятий выступают конференции от журналов (TNW, TechCrunch), от компаний (Digital October) и других лиц, а также различные форумы. Чаще всего на таких событиях можно зарегистрироваться и рассказать о своем проекте. Если такой возможности нет, то тут можно выслеживать интересующих инвесторов и предлагать свой проект.

Для таких мероприятий есть приложение Meyou, где стартаперы могут найти себе инвесторов, а инвесторы — представителей потенциально интересных проектов. Также создатель данного приложения проводит «Миюхи», предназначенный для общения инвесторов и стартаперов.

Субсидии

На данный момент о государственных субсидиях лучше не думать