Как крупные компании выживают на потребительском рынке в кризис

Покупатели экономят, конкуренты — освобождают точки.

Финансовая отчетность российских компаний за первый квартал выявила сразу несколько победителей на потребительском рынке. Несмотря на общее падение спроса ряд крупных компаний смог увеличить продажи, пусть во многих случаях это и стало результатом ухода с рынка более слабых игроков. Для потребителей же борьба федеральных сетей за место «под солнцем» зачастую выливается в ценовых войнах. Ibusiness решил посмотреть на то, кто и как учится выживать на кризисном рынке.

На прошлой неделе Росстат опубликовал отчет о финансовых результатах российских компаний за первые два месяца 2016 года. По сравнению с прошлым годом общее количество прибыльных организаций упало на 1,3%. Общее сальдо (прибыль минус убыток всех компаний) составило 1,014 триллиона рублей, что на 6,7 процента больше результатов января-февраля 2015 года. При этом в розничной торговле сальдо упало на 14,5% по сравнению с этим периодом и составило 227,7 миллиарда рублей. Доля прибыльных компаний в этом секторе — 72,7% (против 75,8% годом ранее). Стоит отметить, что в статистику не входит малый бизнес.

При этом рост продаж демонстрируют, например, продавцы электроники. По итогам прошлого года этот рынок сократился на 14%, а в этом году должен упасть «лишь» на 5–10% — что, как объясняют эксперты газеты «Ведомости», должно позволить укрепиться крупным игрокам. К примеру, у «М.Видео» по итогам первого квартала 2016 года продажи выросли на 16% (здесь и далее — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и достигли 54,6 миллиардов рублей. Интернет-продажи выросли на 29% — до 6,2 миллиардов рублей. У «Эльдорадо» выручка за тот же период выросла на 28,6% и достигла 38,28 миллиарда рублей.

При этом по отдельным категориям электроники крупные продавцы даже устраивают ценовые войны. Самый заметный пример — смартфоны. За последний месяц по данным «Ведомостей» в «Евросети» цены на смартфоны упали в среднем на 24%, причем отдельные модели подешевели сразу на 50%. МТС за тот же период снизила цены на 5-24%, «Мегафон» — на 5-40%, «Вымпелком» — на 10-30%. Ценовая война на рынке смартфонов продолжается около года — и, к примеру, у МТС продажи смартфонов в апреле 2016 года выросли на 30% по сравнению с прошлым годом (при том, что весь рынок, по данным компании, сократился на 3%).

Отчасти похожая ситуация наблюдается и на продовольственном рынке. В прошлом году крупные сети открывали огромное количество крупных магазинов и нанимали новых продавцов тысячами (сеть X5, к примеру, открыла за год 1537 магазинов и наняла 30 тысяч сотрудников), в то время как средние и малые сети, по данным исследователей из Высшей школы экономики, больше озабочены вопросом выживания и оптимизации. В другом исследовании института говорится о том, что маленькие и средние продуктовые ритейлеры фактически перестали сдерживать рост цен и около 55% опрошенных авторами отчета компаний собираются в ближайшее время поднять цены. По мнению аналитиков это позволит увеличить долю федеральных сетей на этом рынке (на данный момент — 28% против 38% у региональных сетей и 34% у так называемой традиционной розницы).

Как результат — крупнейший российский продуктовый ритейлер, компания «Магнит», отчиталась по итогам первого квартала о росте выручки на 16,59% (до 254,4 миллиардов рублей). X5 Retail Group показал еще большие темпы роста — на 26,7% (до 230,6 миллиардов рублей). «Лента» выросла на 22,1% до 66,5 миллиардов рублей. «О'Кей» — на 14,4% (до 42,6 миллионов рублей). «Дикси» — на 16,1% (до 74,1 миллиарда рублей).

Похожий тренд и на рынке общественного питания — еще в прошлом году количество походов в заведения фастфуда и количество заказов на доставку еды росли при общем снижении ресторанного рынка (на 4% по итогам первых девяти месяцев 2015 года). По итогам первого квартала KFC отчитался о росте выручки на 27% (для сравнения, в Азии бизнес компании вырос лишь на 9%, а в США остался без изменений). В McDonalds по итогам того же периода так же отчитались «о значительном росте» на российском рынке (не называя, впрочем, конкретные цифры). В то же время ресторанный холдинг Росинтер по словам топ-менеджеров вышел в первом квартале лишь на небольшой рост, а по итогам 2016 года «надеется» выйти на выручку не более 10%.

Наконец, в качестве еще одного примера сложившейся закономерности можно привести и бизнес группы компаний «Детский мир». По итогам первого квартала выручка продавца детских товаров увеличилась на 35% — до 16,4 миллиардов рублей. Рост в компании связали с тем, что стали расти продажи в магазинах, открытых в 2014-2015 годах. В большинстве случаев, говорят топ-менеджеры «Детского мира», новые точки открывались на месте закрывшихся конкурентов.