Стоит ли всем бояться эпидемии бухгалтерского мошенничества?

Бухгалтеры по-прежнему много жульничают, но вред от этого куда меньше, чем в начале 00-х.

При беглом взгляде на происшествия в мире бухгалтерии может сложиться впечатление, что эта область пребывает в глубоком кризисе некомпетентности и мошенничества. Только в августе громкие бухгалтерские скандалы потрясли такие крупные фирмы как Monsanto,Valeant и PwC, а также ряд банков. The Economist разбирается, переживает ли мир кризис бухгалтерского дела.

PwC, одна из четырёх главных бухгалтерских компаний в мире, недавно завершила свое разбирательство с Colonial BancGroup: кредитной фирмой, которая разорилась после того как аудит выявил мошенничество в её книгах. Схожее расследование за бухгалтерской мошенничество настигло босса крупного итальянского банка Monte dei Paschi di Siena. Акции Orbital ATK, американской оборонной компании, обрушились после того как её бухгалтера допустили ряд грубых ошибок. Список можно продолжать ещё очень долго.

Очевидным выводом из этого стало бы то, что бухгалтерская индустрия так и не выучила уроки 2001-03 годов, когда Enron и WorldCom обрушились вместе со значительной частью мировой экономики из-за попыток бухгалтерского жульничества. Эти компании вместе стоили 250 миллиардов, и обслуживающая их крупная  бухгалтерская фирма Arthur Andersen, естественно, приказала долго жить вместе с ними.

Однако несмотря на то, что бухгалтерских скандалов по-прежнему очень много, они стали куда менее масштабными и вредоносными. В Европе, Канаде и США насчитывается 10 тысяч бухгалтерских фирм: мошенники среди такого количества бухгалтеров найдутся при любых условиях. Тем не менее, даже самые громкие разоблачения последних лет даже близко не сравнимы по эффекту с тем, что произошло в начале 21 века. Тот же самый WorldCom преувеличил свои доходы на колоссальную сумму в $7 миллиардов. А у Итальянская компания Parmalat аудиторы и вовсе нашли $15 миллиардов неучтенных в бухгалтерских книгах.

По сравнению с этим современные скандалы даже в крупных фирмах кажутся детским лепетом. Valeant пришлось пожертвовать лишь $58 миллионами, а Monsanto превысила свои доходы всего на $48 миллионов. Сеть супермаркетов Tesco в Британии в 2014 году призналась в бухгалтерском жульничестве на $350 миллионов, но даже это несравнимо с цифрами десятилетней давности.

В 2000-2001 году проблемы в бухгалтерской индустрии были столь вездесущи, что инвесторы не могли полностью довериться ни одной американской фирме. Сумма потерь от бухгалтерских махинаций в 2015 году оказалась совсем невелика: $2,7 миллиарда или 0,3% от общей корпоративной прибыли. Это не маленькая сумма, но она не свидетельствует о систематическом мошенничестве.

Есть несколько причин, по которым дела в бухгалтерской индустрии улучшились в последние годы. Одна из них: корпоративный закон Sarbanes-Oxley, который был принят в 2002 году. Этот закон требует от CEO и CFO компаний лично заверять бухгалтерские книги. В Европе распространение международных бухгалтерских правил привело к формированию новых, более надежных стандартов. Грязное и нелицеприятное разрешение истории с Arthur Andersen также заставило многих бухгалтеров дважды подумать перед тем как совершать махинации.

Впрочем, терять бдительность пока ещё рано. Крупные мошеннические схемы могут происходить прямо на наших глазах, но временно оставаться скрытыми. Сама система бухгалтерской индустрии, в особенности на новых рынках Кремниевой долины, как будто бы специально создана для мошенничества. Во многих развивающихся странах, например в Китае и Индии по-прежнему нет четких регуляций для бухгалтерского дела, и вполне вероятно, что следующие бухгалтерские скандалы на миллиарды на ждут именно здесь.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.