«Пока не взлетите, не отвлекайте первую ступень»

Предприниматель Рустэм Хайретдинов – о том, чем молодая компания похожа на космическую ракету и почему ей лучше обходиться без офиса.

На старте бизнеса очень важна концентрация на результате при ограниченных ресурсах. Поэтому отвлекаться на второстепенные задачи, распылять силы и средства просто непозволительно. Начальный этап развития, жизнь от идеи до первых заработанных денег – как первая ступень космической ракеты: это просто большой бак с топливом и двигателем, спроектированный лишь для того, чтобы ракета по оптимальной траектории преодолела земное притяженье. Все компьютеры, умные приборы, люди, животные и всё остальное ценное и важное находится в головной части и обидно сгорит в атмосфере, если первая ступень не отработает планово. Вот взлетите – тогда и начнутся манёвры, исследования, проверка гипотез и так далее, но пока не взлетите, не отвлекайте первую ступень, не вешайте на неё несвойственные ей задачи.

Поэтому на старте есть только вы, идея и клиенты – и мы идём к деньгам кратчайшим путём. День без продаж – убыток. Каждый новый мой бизнес стартовал всё с меньшей нагрузкой для первой ступени, с каждым годом делать это всё проще, дешевле и удобнее.

В 2003 году мы запустили компанию вдвоём с партнёром, сняв маленькую комнату в офисном центре. В аренду входил почтовый сервер, телефонный номер с девушкой-оператором (она обслуживала весь этаж – видела, на какой номер идёт звонок, и отвечала «Здравствуйте, <названием компании>»). Та же девушка встречала гостей. Также в аренду включались 2 часа использования переговорной комнаты в неделю, нужно больше – почасовая оплата. Это была огромная, богато меблированная комната со стеклянным потолком на последнем этаже бизнес-центра с шикарным видом на Москву – наши клиенты сразу видели, что мы не последняя компания (хотя нас было всего двое, и мне в голову постоянно приходили кадры из гениального фильма «Афера» с Полом Ньюменом и Робертом Редфордом). Первое, что мы купили из стартового капитала – это ноутбуки, собственно, таковы были все наши первоначальные инвестиции в основные средства. Мы сэкономили кучу денег на старте – не снимали богатый офис, не нанимали секретаря, не покупали сервер, а к нему – администратора.

В 2010 году в другом своём проекте я пошёл ещё дальше и отказался от офиса и оборудования совсем. Работали из дома, общались по почте и скайпу, с клиентами встречались в их офисе или в кафе, в кафе же проводили еженедельные общие планёрки с теми, кто был в Москве (программисты были в Казани и в Канаде, аналитик работал в Вальдорфе, дизайнер дауншифтился на Бали). Компьютеры были у всех личные, а всё, что нужно, находилось в «облаках» – платформа для сборки программного обеспечения, виртуальные сервера для его тестирования, CRM, документы в общей папке на Гугле, бухгалтерия и т.п. Большинство облачных сервисов были совсем бесплатными или стоили дюжину долларов в месяц – на все сервисы уходило пара тысяч долларов в год. Я называл это по аналогии с BYOD (bring your own device) – BYOE (bring your own everything). Сотрудники не возражали: большинство из них были совместителями. Первый год я проводил пару «приёмных» дней в неделю в кафе – официанты знали, что мой столик второй от входа справа, поскольку он был рядом с розеткой. С 6 утра и до 12 дня был free coffee refill, то есть ты платил за первую чашку кофе, а потом его доливали бесплатно. Я с постоянным джетлагом от перелётов занимал столик в 6 утра и назначал встречи с интервалом в 2 часа – 8, 10, 12, 14 (бизнес-ланч) и т.д., перемежая общение с партнёрами и клиентами и работу с документами. Это сэкономило мне тысячи долларов на старте.

Некоторые творческие агентства так и работают всю жизнь, я как раз сейчас сотрудничаю с таким – у них офис в виде столика в кафе и почта на Гугле. Но большинству компаний по мере роста приходится всё же обрастать офисом и постоянным персоналом, секретарями, бухгалтерами и сисадминами, сажать на телефон круглосуточную техподдержку и становится нормальным бизнесом as usual.

Но это потом, когда включится вторая ступень и маневровые двигатели. Когда и если отработает большой железный бак с топливом и соплом.


Рустэм Хайретдинов — эксперт в области информационной безопасности, предприниматель, основатель и владелец нескольких компаний, генеральный директор «Атак Киллер», заместитель генерального директора InfoWatch, CEO канадской Appercut Security, преподаватель MBA РАНХиГС.