Как кризис влияет на преступность

Проблема курицы и яйца в полицейской статистике.

МВД опубликовало статистику о числе зарегистрированных преступлений в России за первые шесть месяцев 2016 года. В отчете говорится о продолжающемся уже второй год росте общего числа преступлений (+3% по сравнению с прошлым годом), а также росте отдельных категорий — например, мошенничества (+25%). Ibusiness решил посмотреть на то, как кризис повлиял на уровень преступности в стране.

Связь между экономическими кризисами и преступностью действительно существует

В 2012 году управление ООН по наркотикам и преступности опубликовало данные о росте числа зарегистрированных преступлений в 2008-2009 годах в 15 странах. В 11 странах экономическая ситуация была признана кризисной, в восьми из них был зафиксирован заметный рост преступности. В Тайланде кризис привел к росту числа угонов. В Италии помимо угонов также участились кражи и случаи грабежа. Похожие всплески преступности наблюдались в Бразилии, Мексике и других странах.

Впрочем, в России в 2009 году МВД отчитывалось о снижении числа зарегистрированных преступлений

По их данным, в первом полугодии число убийств сократилось на 11%, изнасилований — на 18%, разбоев — на 18%, грабежей — на 14%, краж — на 15%.

Похожие данные приводит сайт Open Democracy: в 2009 году в России общий уровень преступности упал на 6,7%. Однако экономическая преступность за тот же период выросла в восемь раз. Такой феномен по мнению автора объясняется значительным ростом численности сотрудников российских правоохранительных и силовых органов: суммарно к 2010 году в МВД, ФСБ, вооруженных силах, спецслужбах, службах таможенного контроля и других организациях достигло 10 миллионов человек.

Рост зафиксированных преступлений возник еще в 2015 году

Причем речь идет не только о числе заведенных уголовных дел, но и дел, дошедших до суда. Как объясняет РБК со ссылкой на статистику Верховного суда, за первые девять месяцев 2015 года число дел, рассматриваемых судами, выросло на 4,5%. При этом в предшествовавших этому годах динамика была обратная: например, если в 2012 году было рассмотрено 941 тысяча дел, то в 2014 году — 930 тысяч дел. Общее число зарегистрированных преступлений за первые девять месяцев 2015 года выросло на 7%, в то время как за первые девять месяцев 2014 года — упало почти на 2% по сравнению с аналогичным периодом.​





Резкий рост числа отдельных видов преступлений может объясняться изменениями в законодательстве

К примеру, в первом полугодии 2016 года почти на четверть выросло число дел, возбужденных по статье «Мошенничество» — c 89 тысяч за первые шесть месяцев прошлого года до 112 тысяч в этом году. Такие преступления оказались вторыми по «популярности» в общей статистике МВД — на них приходится около 9,5% всех случаев правонарушений. Эксперты, опрошенные РБК, считают, что причина такой динамики — в том, что бизнес стал испытывать больше давления со стороны силовых структур, а также в несовершенстве законодательства. Попытки изменить соответствующую 159-ю статью УК РФ привели к тому, что предпринимателей стало значительно проще привлекать к ответственности.

Другое объяснение заключается в том, что МВД важно демонстрировать объемы своей работы

Такую версию предложила в колонке для «Ведомостей» социолог из Института проблем правоприменения Мария Шклярук. Статистика зарегистрированных преступлений, составляемая МВД, является главным показателем уровня преступности в стране, но по определению не может отражать так называемую «латентную» преступность. По словам Шклярук, число незарегистрированных правонарушений может превышать официальную статистику в разы. По этой причине отчеты МВД — достаточно условный инструмент, которым ведомство может свободно манипулировать для того, чтобы создавать то или иное представление о своей деятельности. И в условиях кризиса и бюджетных сокращений МВД напрямую заинтересовано в том, чтобы показать рост преступности, считает автор.

В частности, в конце прошлого года в МВД пожаловались на урезание бюджета на 2016 год. По словам замминистра внутренних дел Александра Махонова, выделенных средств полиции не хватает даже на бензин, и как результат, дежурные наряды выезжают в одном случае из трех. C 2011 по 2015 год численность сотрудников министерства внутренних дел сократилась на 35%.