Михаил Блинкин

директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ

Комментарии

Сейчас электромобилями и грузовыми, и легковыми, и автобусами занимаются все ведущие автоконцерны мира. Но каких-то значительных изменений это не несет. Конкуренция с другими типами двигателей на сегодня во всех нишах рынка очень серьёзная, где-то электромобили выигрывают, где-то нет. Преимущество использования электроэнергии по совокупности всех факторов не очевидна. Нельзя сказать, что это какая-то коренная перемена.

Автопилот в странах, где есть дороги высших технических категорий, очень актуальная технология. И коммерческий успех там зависит от положения на рынке труда, выгодно ли будет заменять дальнобойщиков. Но для стран, где нет таких дорог, например, нашей, это не практично. То есть такие машины могут ездить по головному участку трассы М 11 «Москва – Санкт-Петербург», это будет одно удовольствие. Но стоит им съехать с неё, чтобы, например, доехать до склада в городе, начнутся проблемы. На наших обычных дорогах, особенно в малых городах и сёлах, зачастую даже разделительной полосы нет. И там появление роботов кажется полным абсурдом. Да и труд дальнобойщиков в России, увы, очень дешевый, и заменять их просто не выгодно.

Скажу как рядовой обыватель, я считаю, всё дело в курсовых обстоятельствах, в снизившейся для иностранцев из-за падения рубля цене. Как человеку, который очень много лет ездит за рулём, мне не верится, что российские автомобили вдруг стали так хороши.