Азбука облачных технологий. Просто о главном

1. Что такое «облака»

Облачные технологии (или просто «облака») – это подход к хранению и обработке данных, при котором пользователь получает доступ к файлам или программам через внешние онлайн-сервисы, то есть без физического использования собственных носителей: серверов или центров обработки данных.

Наиболее простой и часто применяемый пример использования облаков – размещение на внешних вычислительных ресурсах корпоративной электронной почты. В таком случае сервис работает полностью через интернет и не требует установки программы на локальном компьютере пользователя.

В корпоративном сегменте наибольшей популярностью пользуется предоставление заказчикам инфраструктуры, на основе которой они размещают базы данных и прикладные приложения.

Облачные технологии условно можно разделить на две группы – потребительские и для бизнеса. С потребительскими все просто. Теоретически к ним можно отнести любой онлайн-сервис, работающий через интернет. Под потребительскими облаками чаще всего подразумевают либо сервисы для хранения файлов (Dropbox, Google Drive, Яндекс Диск), либо инструменты, обеспечивающие синхронизацию данных между различными устройствами, например, компьютером и смартфоном (iCloud).

Применение облачных технологий в бизнесе куда более разнообразно. Все корпоративные услуги можно разделить на три больших категории, каждая из которых представляет определенную модель корпоративных облачных сервисов:

а) SaaS (Software as a Service) – программное обеспечение как услуга

Это способ использования лицензий на ПО «по требованию», то есть в любое время по запросу пользователя. Подобные услуги предоставляют многие компании – Google, Salesforce, Microsoft. В качестве примера такого ПО можно привести корпоративную электронную почту, видеоконференцсвязь, контакт-центр и др.

б) PaaS (Platform as a Service)платформа как услуга

Это модель предоставления среды, в которой у пользователя есть возможность создавать, запускать собственные веб-приложения и управлять ими, не заботясь о сложностях, связанных с построением и поддержкой инфраструктуры, которая обычно ассоциируется с разработкой и запуском приложений. С помощью такой услуги можно запускать операционные системы, СУБД через интернет. Примеры решений: Microsoft Azure Web Sites, Google App Engine, Salesforce.com.

в) IaaS (Infrastructure as a Service) – инфраструктура как сервис

В случае IaaS провайдер предоставляет инфраструктуру, которая включает в себя вычислительное, телекоммуникационное оборудование и инженерные системы. Используя ее, заказчики могут размещать фактически любые решения или даже свою собственную ИТ-инфраструктуру целиком. Яркие примеры IaaS-решений: Amazon Web Services, Rackspace Cloud.

В целом, можно констатировать, что облака прочно вошли в жизнь компаний по всему миру. По данным Cisco, в конце 2014 года облачные приложения потребляли 81 % всего мобильного трафика. Оборот же всего мирового облачного рынка оценивается в десятки миллиардов долларов. Например, согласно исследованию IDC, рынок одних только публичных облаков в этом году достиг отметки в $70 млрд и продолжает расти.

Значение облачных технологий в современном мире сложно переоценить. В конечном итоге, они способствуют развитию бизнеса, созданию массы полезных сервисов и разработке новых эффективных бизнес-моделей.

2. Публичные и частные облака

Все облачные решения для бизнеса делятся на публичные, частные и гибридные.

Частное облако создается для использования только одной конкретной организацией. Оно считается наиболее защищенным, потому что недоступно третьим лицам и легко поддается контролю и мониторингу. Кроме того, такое облако можно максимально настроить для нужд клиента. В основном частное облако удобно крупной организации – банку, правительственной структуре, так как позволяет им строить свою облачную инфраструктуру конкретно под себя, не деля при этом место с другими компаниями, как это происходит в публичном облаке. Все это дает их ИТ-системе большую гибкость, что в конечном итоге положительно влияет на расходы и эффективность работы.

Публичное облако управляется облачным провайдером и дает возможность хранить информацию широкому кругу клиентов. Преимущества публичного облака – разнообразие услуг и неограниченный объем ресурсов. Но и в публичном облаке корпоративный заказчик легко настраивает необходимые ему вычислительные мощности под свои задачи.

3. Гибридные облака и их преимущества для бизнеса

Помимо публичного и частного облака, сегодня на рынке набирает популярность облако гибридное. Оно сочетает в себе преимущества обоих подходов – как публичного, так и частного.

В связи с острой экономической ситуацией многие компании начали сворачивать проекты по расширению собственных ЦОДов. И в случаях, когда им требуются дополнительные мощности (например, в пиковые периоды), такие компании могут подключить свои ресурсы к «облачным» ресурсам и платить только за то, что потребляют в данный конкретный момент.

Крупным организациям (например, финансовым или розничным сетям) по разным причинам не всегда удобно использовать публичное облако. Именно в таком случае на помощь способны прийти гибриды.

Гибридное облако – это сочетание собственной ИТ-инфраструктуры заказчика и публичной облачной инфраструктуры. Например, принадлежащего компании ЦОДа и облака российского провайдера. При этом оба связаны между собой стандартами и технологиями передачи информации.

Основные преимущества гибрида – экономия и катастрофоустойчивость, а также частичная независимость от инженерных решений и компьютерных систем, что обеспечивает гибкость, сравнимую с частным облаком.

4. Применение облачных технологий в России

Хранение данных в облаке стабильно набирает популярность в России. В 2014 году российский облачный рынок достиг отметки 13 млрд рублей, что на 35% выше, чем в 2013 году.

Неcмотря на то, что заказчики проявляют максимальный интерес именно к первым двум сегментам, по прогнозам аналитиков спрос на решения PaaS должен активизироваться в ближайшие годы из-за активного развития области Big Data.

Причиной роста рынка облаков в России в 2015 году во многом является непростая экономическая ситуация. В таких условиях компании стремятся сокращать затраты на построение ИТ-инфраструктуры, меняя капитальные расходы на операционные.

5. Закон о персональных данных и облака

1 сентября 2015 года в России вступила в действие поправка к федеральному закону, в соответствии с которой обработка и хранение персональных данных россиян должна происходить на территории России. Теперь Роскомнадзор имеет право при наличии нарушений включить сайт в «реестр нарушителей прав субъектов персональных данных». Попадание в этот реестр впоследствии может привести к блокировке сайта на территории страны.

Закон главным образом затронул иностранные компании, многие из которых привыкли хранить свои данные в ЦОДах, находящихся в США и Европе. На данный момент многие крупные интернет-игроки (такие как Google, Alibaba, eBay, PayPal) уже успели разместить данные в России, хотя ситуация с некоторыми (например, Facebook) до сих пор остается нерешенной.

Российскому ИТ-бизнесу закон о персональных данных скорее на пользу – иностранные клиенты все активнее используют ИТ-услуги на территории России, в частности колокейшен и облачные вычисления. Несмотря на возросший курс доллара, цены на облачные услуги пока существенно не выросли. Объясняется это некоторым запасам свободных стоек на рынке, в связи с чем российским компаниям пока не пришлось массово закупать новое оборудование.

Некоторые российские облачные провайдеры считают, что доля новых контрактов, обусловленных законом о персональных данных, составляет 30-35 % от общего числа. В основном их заказчики – крупные международные розничные сети, популярные интернет-проекты и производители электроники. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.