Системы управления бизнес-процессами и изменения правил (BPM, BRMS)

Управление бизнес-процессами (по-английски — Business Process Management, BPM) — управленческая концепция, сформировавшаяся на Западе примерно в середине 1990-х годов. Она рассматривает бизнес-процессы как особые ресурсы предприятия, которые необходимо постоянно адаптировать к меняющимся условиям. Согласно этой концепции, особое значение имеют:

  • моделирование бизнес-процессов;
  • возможность динамического перестроения моделей. 

Для этого широко используются различные программные средства, дающие возможность создавать модели и анализировать их.

Автоматизация бизнес-процессов

Для автоматизации бизнес-процессов применяются системы, получившие название BPMS: Business Process Management System.

Такие системы позволяют:

  • сократить время выполнения процессов благодаря счет регламентации и автоматизации шагов процессов, введения временных ограничений для исполнения шагов процессов;
  • повысить качество и эффективность работы за счет прозрачности, регламентации и мониторинга бизнес-процессов для всех участников;
  • контролировать выполнение процессов через наборы показателей, отражающих затраты на процесс, время выполнения и загрузку ресурсов — это облегчает анализ и оптимизацию процесса на основании реальных значений показателей;
  • обеспечить организационную гибкость компании через привлечение участников процессов к моделированию и перестройке.

С помощью BPM-систем можно разработать стратегию управления организацией, спланировать конкретные мероприятия, выполнить мониторинг исполнения всех этапов плана и проанализировать эффективность действий.

Инфраструктура BPMS

Система BPMS состоит из следующих модулей:

  • графический инструментарий, с помощью которого рисуется схема бизнес-процесса;
  • сервер выполнения заданий, на котором выполняются и контролируются бизнес-процессы;
  • средства оперативной работы — с их помощью можно изменять рабочие приоритеты и списки рабочих заданий в ходе выполнения процесса;
  • инструменты мониторинга и контроля — они необходимы для того, чтобы в любой момент пользователь мог получить информацию о том, на какой стадии находится определенный процесс.

В ходе работы накапливается статистика, на основании которой система создает отчеты.

Программное обеспечение в обязательном порядке включает в себя различные интерфейсы, позволяющие выполнять стыковку со специализированными приложениями, а также подавать сигналы сотрудникам о том, что необходимо выполнить определенные действия вручную, если есть такая необходимость.

Каждый пользователь BPM-системы видит свой персональный список задач — перечень шагов запущенных экземпляров бизнес-процессов, назначенных данному конкретному пользователю или группе, к которой он принадлежит. Благодаря этому пользователю не нужно думать, какое приложение или функцию ему необходимо запускать в определенной ситуации.

Системы управления бизнес-правилами

Также для повышения эффективности компании сегодня широко применяются системы управления бизнес-правилами (BRMS, от англ. Business Rule Management System). Такие системы позволяют создавать и использовать модели, описывающие логику принятия решений в виде формализованной системы бизнес-правил. Эти правила представляют собой утверждения, изложенные языком, понятным обычному бизнес-пользователю, а не только IT-специалисту.

BRM-система состоит из:

  • сервера исполнения бизнес-правил;
  • средств создания и редактирования бизнес-правил;
  • хранилища;
  • средств анализа и тестирования бизнес-правил.

Так как эта система ориентирована, в первую очередь, на бизнес-пользователя, она обладает простым и понятным интерфейсом. Бизнес-правила могут представляться в виде наглядных таблиц и деревьев решений.

BRM-система позволяет сделать управление компанией более гибким, быстрее и гибче реагировать на изменения в стратегии бизнеса, вовлекая бизнес-пользователей в непосредственное управление бизнес-правилами. При этом значительно снижается зависимость от программистов.

iBusiness


Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.