ИТ-инфраструктура – просто о главном

ИТ-инфраструктура предприятия — это, упрощенно говоря, тот набор средств - программных, технических, информационных - который делает возможным работу приложений для вашего бизнеса – таких, как электронная почта, CRM и все столь привычные и делающие жизнь удобной вещи, как банковские переводы, онлайн-транзакции, биллинг… Собственно, сегодня сложно представить компанию, которая не использует ИТ-инструменты в своей деятельности. Другое дело, что построение собственной ИТ-инфраструктуры – чаще всего задача, актуальная для активно растущего предприятия, тогда как малому бизнесу может быть достаточно использования готовой ИТ-платформы на условиях аренды. Необходимо понимать, что понятие ИТ-инфраструктуры компании не исчерпывается перечислением технических решений. Это специально спроектированная совокупность систем, отвечающих за надежную и эффективную работу бизнес-приложений. Инфраструктуру необходимо развивать и эксплуатировать в соответствии с продуманной политикой и осознанием специфики отрасли. Обслуживание ИТ-инфраструктуры – задача достаточно сложная и ответственная. И срок эксплуатации эту сложность (а вместе с ней расходы) увеличивает. Различные части ИТ-инфраструктуры связаны друг с другом. Например, сразу несколько автоматизированных систем могут обслуживать какой-то один процесс. Отдельные системы - обмениваться данными друг с другом. Системы, относящиеся к более высокому уровню, могут использовать «низшие» системы в качестве механизмов и т.д. Такого рода взаимосвязи могут соединять системы разными способами, прямыми или косвенными, причем эта связь будет крайне важной для работы предприятия. Для примера можно привести необходимость согласования данных о клиентах, которые используются в финансовой и CRM-системах компании.

Составляющие ИТ-инфраструктуры и их особенности

Современное предприятие, чтобы приносить выгоду, обязано быть эффективным. Чтобы обеспечить эту эффективность, компании нужна качественная полноценная ИТ-инфраструктура, включающая целый комплекс служб, подсистем и решений. И это сочетание сервисов должно по своей надежности не только соответствовать сегодняшнему состоянию предприятия, но и иметь запас прочности на будущее развитие. Естественно, что у каждого бизнеса требования к ИТ-инфраструктуре будут иметь свои специфические особенности. Например, крупным ритейлерам важно иметь возможность быстрого роста – при необходимости быстро открывать новые точки и обеспечивать их интеграцию в общую систему. ИТ-инфраструктура для розничной сети должна учитывать эти потребности. Приоритетом системы для финансового сектора всегда является безопасность – информация о транзакциях и персональных данных должна быть надежно защищена. Для этой отрасли характерна практика резервирования дата-центров на удаленной площадке и глубоко эшелонированная система доступа к данным. Создание полноценной комплексной ИТ-инфраструктуры требует солидных расходов от заказчика и не менее солидной квалификации от исполнителей. Начиная процесс, важно понимать, что максимальный эффект будет достигнуть только в случае, если ИТ-инфраструктура будет комплексной, охватывающей все основные процессы предприятия. Конечно, плюсы будут и от инфраструктуры, в которой часть элементов отсутствует, но при комплексном охвате эффект будет значительно выше. Характерный пример неполного эффекта – использование бизнес-приложений при отказе от, скажем, надежной системы резервного копирования или отказоустойчивого ЦОДа. Такая экономия может обойтись на практике значительно дороже, чем расходы на надежное оборудование. Как правило, современная ИТ-инфраструктура предприятия может состоять из следующих элементов:

• системы хранения данных;

• центра обработки данных;

• сетевой службы каталогов;

• сетевых служб (DHCP, DNS, WINS), позволяющих настраивать взаимодействие между компьютерами, терминалами и серверами;

• файлового сервера, предназначенного для совместного использования папок и хранения файлов ресурсов предприятия;

• cерверов печати, электронной почты;

• сервиса защиты от спама и антивирусной защиты;

• cистемы резервного копирования;

• СУБД;

• системы мониторинга и т.д.

Помимо этого, глобально ИТ-инфраструктуру можно поделить на несколько ключевых составляющих:

Вычислительная инфраструктура. Под ней обычно понимается: 1) сервер обработки данных и 2) рабочая станция – компьютер или терминал с набором программного обеспечения. Возможности такой станции могут быть «усилены» дополнительным оборудованием – например, принтер, сканер, внешний диск для хранения информации и т.п. Конечно, в крупной компании не может быть достаточно одного сервера – как правило, речь идет о кластерах – серверах, объединенных для повышения производительности в целые центры обработки данных (или дата-центры). Причем зачастую такие кластеры могут быть территориально распределенными.

Облачная инфраструктура – это модель сетевого доступа в режиме по требованию, которая предполагает использование вычислительных ресурсов не компьютера, на котором приходится работать, а сторонней ИТ-инфраструктуры.

Программная инфраструктура – программное обеспечение, которое используется для решения конкретных прикладных вопросов и для поддержки управления основных составляющих частей системы: сетевого оборудования, процессора, оперативной памяти, устройств ввода-вывода и т.п.

Инженерная инфраструктура – от нее во многом зависит надежность всей системы. Она состоит из структурированных кабельных систем (СКС), передающих информацию, источников бесперебойного питания (ИБП) и других систем (обеспечивающих пожарную безопасность, контроль доступа и т.д.)

Телеком-инфраструктура – это набор оборудования, включающее в себя локальные, глобальные вычислительные и мультисервисные сети, системы классической и интернет-телефонии, проводные и беспроводные решения для интернет-доступа, системы видеоконференцсвязи, инфраструктуру центров обработки данных и вызовов и проч.

Принципы построения ИТ-инфраструктуры

Перед тем, как строить ИТ-инфраструктуру предприятия, необходимо провести анализ того состояния, в котором находится ИТ-обеспечение компании. В подобный анализ входит оценка текущей ситуации – уровень информационной безопасности, состояние организационного обеспечения и т.п. На основании такой оценки специалист может предложить различные направления развития информационных технологий в компании. Когда текущий уровень определен, можно сформулировать разницу между актуальным и желаемым (целевым) состоянием, спроектировать этапы достижения цели и выбрать необходимые для этого решения. После этого можно начать проект по подготовке и внедрению этих решений. Задачи предприятия при этом могут быть такими:

• Поддержка эффективного и бесперебойного ведения бизнеса в целом

• Снижение удельных затрат на ИТ;

• Создание условий для обновления существующей инфраструктуры;

• Сведение к минимуму вероятности простоев в работе или выхода систем из строя;

• Поддержка безопасности инфраструктуры;

• Обеспечение простого управления ИТ-инфраструктурой;

• Повышение надежности ИТ-инфраструктуры организации.

Основная цель всех преобразований – сделать так, чтобы ИТ-«начинка» предприятия максимально соответствовала требованиям бизнеса. Поэтому для того, чтобы выбрать оптимальный комплект информационных систем, очень важно понять, проанализировать эти требования.

Обслуживание и сопровождение ИТ-инфраструктуры

Основная цель ИТ-инфраструктуры – повышение скорости бизнес-процессов и обеспечение работы в круглосуточном режиме. Последнее особенно актуально для крупных предприятий, для которых любая даже мелкая задержка чревата простоями и серьезными убытками. Две наиболее частые причины возможных сбоев – поломки оборудования и всевозможные ошибки. Ко второй категории можно отнести как «человеческий фактор», так и ошибки в ПО. Решение для первой причины – объединение ресурсов в кластер, составные части которого при необходимости смогут «подменить» друг друга, т.е. зарезервировать. А вот чтобы снизить количество ошибок, необходимо обеспечить простоту и прозрачность инфраструктуры. Это, кстати, и удешевит ее обслуживание. Чем проще и прозрачнее взаимодействие ИТ-систем предприятия, тем легче ими управлять и тем эффективнее они «отзываются» на любые изменения. Как добиться необходимой прозрачности? Прежде всего, нужно собрать всю возможную информацию о системах предприятия – отчеты о функционировании сервисов, данные об изменениях, сводка по лицензиям и т.д. Анализ этих сведений даст возможность предсказать, как поведут себя системы предприятия в новой ситуации. Естественно, что, чем больше подобной информации будет учтено, тем более точным будет прогноз. Получить полноценную сводку информации такого рода позволяет мониторинг инфраструктуры, который должен проводиться на постоянной основе. Постоянность важна, поскольку основное значение имеет именно история перемен в системе. Тщательная фиксация, описание и оценка событий поможет составить максимально точный прогноз и моделировать вероятные проблемные ситуации. А как следствие, сделать в будущем решение этой проблемы более простым и менее затратным. Любую проблему лучше (и, конечно, дешевле) предотвратить или решить на стадии зарождения, чем расхлебывать последствия. Поэтому большие корпорации и просто серьезные предприятия стараются действовать по методу проактивного, опережающего мониторинга. Его цель – получить данные о проблеме прежде, чем она принесет реальные неприятности – сбои и остановки работы.

Зачем нужен аудит ИТ-инфраструктуры и как его провести

Цель аудита ИТ-инфраструктуры - получение достоверной информации о текущем состоянии ИТ-инфраструктуры предприятия, а также объективная оценка полученной информации. В рамках аудита состояние ИТ-инфраструктуры обследуется на предмет соответствия требованиям предприятия, современным представлениям, технологиям и подходам, а также рекомендациям ведущих производителей оборудования и ПО. Необходимой частью обследования является проверка системы на надежность и безопасность – антивирусная защита, архивирование, защита от несанкционированного доступа и т.д. Аудит предназначен в первую очередь для компаний, которые хотят проверить, насколько эффективна их существующая ИТ-инфраструктура и узнать, как эффективно использовать свои ресурсы и получить советы по устранению технических недостатков. Логично провести аудит и, например, при смене ИТ-команды. Кроме всего прочего, аудит ИТ-инфраструктуры – это важный предварительный этап перед заключением договора на обслуживание с компанией, занимающейся ИТ-аутсорсингом. Он позволяет адекватно рассчитать стоимость обслуживания и составить грамотный план развития всей ИТ-системы предприятия. Обычно аудит ИТ-инфраструктуры проводится по следующей схеме: Во-первых, перед началом аудита, как правило, оговаривается глубина обследования, план, все возможные нюансы и особенности будущего отчета и т.п. Следующая стадия – инвентаризация всего, что подлежит аудированию: устройства, сервисы, ПО, всевозможные элементы ИТ-инфраструктуры. Далее необходимо собрать статистику – данные о нагрузке на объекты исследования. Для этого используются различные практики и методологии. После этого необходимо проанализировать собранные данные и сделать вывод по результатам анализа – какому уровню соответствует обследованная ИТ-инфраструктура по заранее обговоренным критериям. Последний и самый важный этап требует от эксперта высокой квалификации и серьезных аналитических усилий. И, наконец, в завершение заказчик получает рекомендации по повышению эффективности его ИТ-инфраструктуры, выработанные на основе проделанной работы.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.