Технологии повышения эффективности, гибкости, мобильности

Видеоконференцсвязь (ВКС) и унифицированные коммуникации (UC, Unified Communications) — это две частично пересекающиеся группы современных информационных технологий, благодаря которым можно управлять бизнесом гораздо быстрее, эффективнее и гибче, чем это было возможно прежде. Поскольку от скорости и качества принятия решений сильно зависят бизнес-показатели компаний, системы ВКС и UC в последние годы всё чаще внедряются во множестве организаций, в том числе в России.

Особенности видеоконференцсвязи

ВКС обеспечивает взаимодействие нескольких территориально удаленных участников, которые могут разговаривать в реальном времени, видя друг друга на экранах. В более общем случае современные системы ВКС поддерживают контролируемый обмен произвольной видео– и аудиоинформацией в рабочих группах, которые можно формировать в зависимости от требуемого функционала в считанные минуты.

Видеоконференцсвязь значительно превосходит традиционное общение по телефону или селектору — и с точки зрения удобства, и с точки зрения эффективности. Современные системы ВКС создают эффект присутствия и способствуют лучшему восприятию информации.

Чаще всего ВКС применяется в бизнесе и в государственном управлении, чтобы оперативно проводить совещания и общаться с партнерами по всему миру, не тратя время и деньги на командировки. Любое мероприятие можно организовать очень быстро, нажатиями нескольких кнопок, причем точно в нужное время. В обсуждении любого вопроса можно участвовать как с рабочего места, так и с помощью мобильных устройств.

С помощью ВКС можно оперативно организовать и провести деловые встречи, онлайн-совещания, конференции, вебинары, презентации, собеседования, тренинги. Чем больше компания, тем больше рабочего времени можно сэкономить благодаря ВКС: организовать высокопроизводительное взаимодействие сотрудников, работающих в разных зданиях, городах или даже странах.

Современные технологии видеоконференцсвязи позволяют при необходимости подключать к деловому общению контрагентов, удаленных специалистов, независимых экспертов, представителей СМИ и т.д.

На основе ВКС можно организовать дешевую и эффективную техническую поддержку (обучение, консультирование) клиентов. Например, если речь идет об устранении неисправностей оборудования, сервисному специалисту часто достаточно пообщаться с клиентом по видеосвязи, провести диагностику и удаленно локализовать, а в некоторых случаях сразу решить проблему, вместо того, чтобы выезжать к нему на объект.

Видеоконференцсвязь активно применяется в телемедицине, в том числе для интерактивных консультаций и обмена важной информацией между медицинскими учреждениями. В удаленных населенных пунктах ВКС часто оказывается единственной возможностью для оперативной диагностики пациентов, особенно в тяжелых случаях.

Несмотря на обилие возможностей, системы ВКС применяются и в простейшем режиме трансляции (выступление руководителя перед сотрудниками; лекция перед слушателями и т.п.). Сеанс видеосвязи можно в любой момент дополнить функциями обратной связи, например, для интерактивного обучения: преподаватель читает лекцию, используя видео– и аудиоматериалы, а учащиеся задают ему вопросы. Системы позволяют в режиме реального времени проводить голосования и опросы с быстрым автоматическим подсчетом результатов. Дистанционное образование с поддержкой ВКС и функцией обмена документами становится все более востребованным: офисные сотрудники, например, могут обучаться, не покидая рабочих мест, экономя время и деньги.

Современные системы видеоконференцсвязи

Как правило, готовое решение для видеоконференцсвязи состоит из следующих основных компонентов:

  • Инфраструктура сети ВКС. Это комплекс аппаратных и программных серверных продуктов, осуществляющих в том числе функции управления сетью ВКС — администрирование абонентов системы, централизованный мониторинг и управление конечными устройствами, планирование и управление видеовызовами и конференциями.
  • Комплекс оборудования для оснащения переговорных комнат и конференц-залов, обычно включающий в себя камеры, средства отображения (проекторы, жидкокристаллические или плазменные экраны) и аудиотехнику (микрофоны и колонки). Также при необходимости здесь могут использоваться специальные дополнительные устройства — интерактивные цифровые доски и т.д.
  • Продукты для оснащения рабочих мест и мобильных устройств пользователей. На рабочих местах могут использоваться специализированные аппаратные устройства и программное обеспечение ВКС. Для мобильных устройств (планшетов и смартфонов) используются специальные приложения, но можно проводить сеансы видеосвязи и через стандартные браузеры.

Тенденция последнего времени — использование ВКС в виде услуги из облака. Это простое решение с низкими капитальными затратами и высокой скоростью развертывания. Клиенту достаточно установить только абонентское оборудование. Все программное обеспечение, необходимое для видеосвязи с рабочих мест и мобильных устройств, а также все функции инфраструктуры видеосвязи он получает из «облака».

У этого решения много преимуществ: высокая скорость внедрения и дальнейшего масштабирования, гибкость и удобство использования, хорошее качество связи, повышение эффективности работы, широкая доступность — в переговорных комнатах, на рабочих местах и вообще всюду, где есть мобильная связь (с помощью мобильных устройств). ВКС-услугу можно интегрировать с существующей инфраструктурой и сервисами компании, а главное, благодаря передаче администрирования на аутсорсинг появляется возможность экономить время собственных специалистов технической поддержки.

Унифицированные коммуникации

UC (Unified Communications, унифицированные коммуникации) — это платформа на основе комплекса продуктов и технологий, создающая единый интерфейс для коммуникаций с использованием разных типовых устройств: стационарного телефона, мобильного телефона, стационарного компьютера, ноутбука и т.д. Единый интерфейс повышает продуктивность сотрудников и предотвращает разобщенность центров связи, часто сопутствующую развитию организации. Комбинированный доступ к разнородной информации и коммуникационным средствам компании позволяет сделать бизнес более адаптивным и конкурентоспособным.

Технология UC дает возможность интегрировать множество информационных систем реального времени в общую корпоративную систему коммуникаций, которая будет поддерживать все основные форматы:

  • мгновенные сообщения (чаты);
  • телефония (включая мобильную и IP-телефонию);
  • информация о присутствии (presence);
  • видеоконференции;
  • совместная работа над документами;
  • дистанционное обучение;
  • управление вызовами и распознаванием речи;
  • электронная почта;
  • SMS;
  • факсы.

Для создания UC-систем в России сегодня широко используются готовые решения таких интеграторов, как БЕЛТЕЛ, ЛАНИТ, КРОК, основанные на программных и аппаратных продуктах производства международных вендоров.

Преимущества унифицированных коммуникаций

У технологий UC есть ценная особенность: независимо от того, какие устройства и каналы связи используются в компании, их соединение под единым интерфейсом происходит «бесшовно». В итоге из одного приложения можно выполнять практически любые коммуникационные действия — отправлять электронную почту, планировать встречи, организовывать веб-конференции и т.д. Автоматизированный учет присутствия и степени занятости каждого сотрудника дает информацию о доступности всех коллег в каждый конкретный момент. Все сотрудники могут обмениваться сообщениями в реальном времени, участвовать в видеоконференциях, обучающих семинарах и других мероприятиях, находясь в разных местах.

Технологии UC позволяют вести онлайн-трансляции для любого количества участников, в том числе — в режиме реального времени, а также в интерактивном режиме, когда участники задают вопросы ведущему. Все конференции могут записываться и транслироваться в интернет для внешнего обучения.

Унифицированные коммуникации могут применяться и для обслуживания клиентов — например, в контакт-центре технической поддержки. Это открывает новые возможности для обслуживания клиентов, поскольку с них снимаются ограничения на выбор удобных им каналов связи для взаимодействия с компанией. Обратная связь становится более удобной и быстрой.

Внедрение технологий UC снижает расходы на внутрикорпоративную связь и инфраструктуру, делает управление организацией более эффективным.

Реализация UC

Для перехода на унифицированные коммуникации организация должна иметь соответствующие аппаратные и программные средства, выбор которых сильно зависит от требований, предъявляемых к конечному результату. Аппаратные средства — это оборудование, которое непосредственно обеспечивает общение: видеооборудование, телефоны и т.д. Программные средства — это то ПО, с помощью которого происходит интеграция отдельных средств связи в общую единую сеть, охватывающую всю организацию. Как правило, для достижения требуемого результата необходимо тщательно продумать всю архитектуру UC-инфраструктуры, поэтому ее разработку под ключ обычно поручают системному интегратору, включая подбор программного обеспечения к имеющемуся оборудованию.

Самое современное решение — это использование готовой UC-инфраструктуры в «облаке» — типовой или заказной. Облачные UC особенно удобны малому и среднему бизнесу, не имеющему средств для внедрения дорогостоящих систем на своих предприятиях и в офисах. К важным особенностям облачных решений относятся быстрота запуска системы, гибкость, возможность постепенного расширения функциональности. В целом преимущества облачной UC-инфраструктуры аналогичны описанным выше преимуществам облачной видеоконференцсвязи.

iBusiness


Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.