История санкций и гуманитарной помощи.
Власти КНДР предупредили население о надвигающемся голоде и о том, что возможно скоро корейцам «снова придется есть корни растений». Пхеньян уже не в первый раз делает очень громкие заявления о том, что страна находится на пороге продовольственной катастрофы — ibusiness попытался разобраться в том, как на самом деле обстоят дела с экономикой Северной Кореи и как реагируют на ее проблемы другие страны.
Как сообщает «Медуза», в объявлении о надвигающемся голоде правительство КНДР сделало отсылку к так называемому «Тяжелому маршу». Этим термином обозначается трехлетний период катастрофического голода в Северной Корее середины 90-х. По данным газеты Telegraph, во время «Тяжелого марша» погибло около 3,5 миллионов человек, при общей численности населения в 22 миллиона.
Предупреждение о новом «Тяжелом марше» было выпущено спустя три недели после того, как ООН объявила о новом пакете санкций против КНДР. Причиной стали заявления Пхеньяна о новых успехах своей ядерной и космической программы в январе и феврале этого года, объясняет агентство Reuters.
Помимо всего прочего, новые санкции ООН запрещают импорт в КНДР авиационного топлива и экспорт угля, золота и редкоземельных металлов. Также запрещается деятельность зарубежных отделений северокорейских банков и вводится обязательный досмотр любых грузов, ввозимых в страну. Как отмечает CNN, один только уголь приносил КНДР один миллиард долларов в год — это около трети всего экспорта Северной Кореи.
Вот так охарактеризовал новые меры в интервью «Медузе» ведущий научный сотрудник Центра Корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов:
«Вместе это похоже не просто на санкции, а на хороший, годный шаг к экономической блокаде. Когда постоянный представитель США в ООН Саманта Пауэр сказала, что это самые жесткие санкции за 20 лет, она, возможно, была права. Во всяком случае, они даже более жесткие, чем те, под которыми находился Иран».
Власти Северной Кореи достаточно регулярно делают заявления о продовольственных проблемах для того, чтобы получить гуманитарную помощь от других стран или послабление санкций. Например, в июне прошлого года говорилось о том, что страну постигла «худшая засуха столетия», что скажется на урожае и на производстве электроэнергии. Впрочем, отмечает Washington Post, в 2001 году КНДР уже переживала «худшую засуху тысячелетия», однако резкого падения урожая тогда не наблюдалось. Некоторые эксперты также отмечали, что и летом 2015 года власти Северной Кореи несколько преувеличивали климатические условия.
Тем не менее, в стране действительно постоянные проблемы с продовольствием. Например, в отчете ЮНЕСКО за 2012 год говорится, что около 28% северокорейских детей в возрасте до пяти лет страдают от недоедания, приводящего к проблемам в развитии. Также, как сообщает Telegraph, в этом году КНДР запросила у международных организаций 440 тысяч тонн продуктов. Однако к началу февраля было получено лишь 17,6 тысяч тонн.
Как отмечает Forbes, после того, как ООН ввела санкции против КНДР в середине нулевых, многие страны свернули или сократили программы гуманитарной помощи. К примеру, Южная Корея вплоть до 2008 года ежегодно привозила своим соседям до полумиллиона тонн продуктов и удобрений, однако в итоге отказалась от большинства поставок. Международные организации, работающие под эгидой ООН за последние десять лет сократили свои расходы на поддержку КНДР почти в шесть раз — с 300 до 50 миллионов долларов в год.
Единственным союзником, готовым оказывать существенную поддержку КНДР, остается Китай — однако даже в этом случае есть большое «но». Как объясняет автор Forbes, Пекин готов помогать Северной Корее только при выполнении определенных условий. Именно Китай вынудил северокорейских лидеров в 2008 году сесть за стол переговоров.
Подпишитесь на нас!