Вопреки всем бедам, бразильская борьба с коррупцией постепенно превращается в историю успеха.
Среди всех современных стран, Бразилия, пожалуй, в наибольшей степени разделяет беды России. В стране бушует финансовый кризис, из-за которого правительству пришлось заморозить уровень расходов на много лет вперед. Богатые бразильцы не платят достаточно налогов, а коррупция в стране процветает на всех уровнях. Однако Бразилия, в отличие от России, похожей нашла если не решение проблемы коррупции, то как минимум эффективные методы борьбы с ней. The Conversation анализирует бразильскую историю успеха.
Бразильцы уже давно воспринимают коррупцию и политические скандалы как нормальную часть работы правительства. Сменяющие друг друга министры и чиновники начинают карьеру с заявлений о неприятии коррумпированных методов своих предшественников, а впоследствии сами оказываются такими же мошенниками. Вот и Дилма Русеф, вступив в полномочия в 2010 году, начала за здравие, уволив 5 недобросовестных министров, которые попались на взятках, и подписав указ, усиливающий государственную прозрачность. Однако несколько лет спустя экономическая фортуна отвернулась от Бразилии, а Дилма Русеф вскоре и сама ввязалась в свой коррупционный скандал.
В последние несколько лет бразильцы начали все активнее протестовать против коррупционеров во властной элите, негодуя как на улицах, так и в медиа-пространстве. За три года активных протестов власти Бразилии арестовали почти 200 коррумпированных чиновников, а суды уже признали виновными более 80, включая CEO крупнейшей строительной фирмы Латинской Америки Odebrecht.
Еще больше усилить права судебной ветви на коррупционерами призвана реформа под названием “10 мер против коррупции”. Этот проект был подготовлен группой прокуроров и судей, а в его поддержку высказались 2 миллиона бразильцев. Бразильский парламент попытался всеми доступными методами “разбавить” этот жесткий и бескомпромиссный законопроект многочисленными поправками, а президент Сената страны Ренан Калейрус сделал все возможное для того чтобы ослабленная версия закона вступила в силу. Однако к сожалению для Калейруса, он и сам был подозреваемым в деле о коррупции, и Верховный суд Бразилии приказал ему покинуть пост пока дело не будет закрыто.
Когда “10 мер” все-таки будут приняты в более или менее приемлемой для авторов и поддерживающих их бразильцев форме, они должны будут начать фундаментальный процесс реформирования бразильской власти. В первую очередь “10 мер” целятся в практики, благодаря которым произошел скандал с компанией Petrobras, в котором была замешана Дилма Русеф. Проект реформ должен перекрыть потоки для нелегальных пожертвований на политический кампании, в обмен на которые политики вручали компаниям государственные подряды. Законопроект также требует ускорения уголовных процессов по коррупционным делам и усиления прав правоохранительных органов на конфискацию имущества.
Следующим этапом после “10 мер” должна стать структурная реформа политической системы. В Бразилии активно работают две дюжины партий, которые соревнуются друг с другом за голоса всеми возможными способами, что приводит к полному законодательному хаосу. Практически все бразильские президенты так или иначе были замешаны в темных схемах по сохранению целостных правящих коалиций. Помочь в этой ситуации сможет повышение проходного барьера в парламент и переход на парламентарную систему, в которой премьер-министр выдвигается от победившей коалиции.
Политический кризис и воровство чиновников всех уровней за последние годы довели Бразилию до разорения, однако теперь страна имеет пожалуй самый актуальный за всю ее историю шанс усилить оборону против коррупционеров. Политический скандал с Petrobras и Русеф дал реформаторам в бразильской власти рычаги для давления и поставил на их сторону общественное мнение. Миллионы бразильцев сегодня готовы выходить на улицу с протестом против коррупции, а как минимум одна из ветвей власти готова бороться с ней законодательно. Лучшего шанса Бразилия может не получить.
Подпишитесь на нас!