КРОК – Антикризисные решения

Стоит ли работать в стартапе?

Инвестор и предприниматель Джеймс Альтушер приводит ряд факторов, которые следует учесть всем тем, кто подумывает о работе в стартапе
13 мая, в 17:41
Страница

Представьте, будто кто-то у вас спрашивает: «Вы бы стали инвестировать свои средства в эту компанию?» Ваш ответ и есть ключ к вопросу, поставленному в заголовке. С некоторыми дополнениями, перечень которых я привожу ниже.

А. Был ли у генерального директора свой бизнес раньше?

Это правило не всегда работает безотказно (у Марка Цукерберга и Ларри Пейджа не было опыта построения собственного бизнеса до Facebook и Google), но есть очень интересная статистика.

85% стартапов терпят неудачу. Если генеральный директор компании уже имел дело с запуском успешного стартапа и его последующей продажей, вероятность провала уменьшается до 25%. Так что, если вы будете принимать во внимание данный факт, можете рассчитывать на то, что статистика будет на вашей стороне.

B. Получает ли компания хорошее финансирование?

Под хорошим финансированием я подразумеваю две вещи:

1. Достаточно ли у компании денег, чтобы продержаться на плаву по крайней мере год?

И, к слову сказать, хотелось бы отметить одну очень важную особенность: если у компании хватит средств лишь на то, чтобы проработать полгода или и того меньше, то она уже банкрот. Именно поэтому рассмотренный выше пункт А так важен. Хорошие руководители знают все эти тонкости.

2. «Хорошее финансирование» также означает, что в проекте заинтересованы инвесторы (или венчурные фонды) и они готовы вкладывать деньги в стартап. Если все, что имеет компания, — это средства семьи и друзей, которых хватит примерно на год, то велика вероятность, что денежный запас скоро иссякнет и вы останетесь ни с чем. Зачем подвергать себя ненужному риску, когда существует множество других хороших мест работы?

В заключение добавлю третий, бонусный пункт: хорошо характеризует компанию и CEO их способность поднимать инвестиции, умение представлять свою концепцию и продавать свое видение.

С. Близка ли вам философия компании, верите ли вы в ее концепцию развития?

Это может означать несколько вещей.

1. Генеральный директор компании является достаточно творческой личностью, чтобы разработать четкую концепцию развития и при этом эффективно донести свое видение до других людей.

2. Вы бы стали пользоваться продуктом, который предлагает компания (если он к вам применим).

3. Вы не можете использовать данный продукт, но без труда представляете, как этот продукт может помочь миллионам и более человек.

Приведу вам хороший и плохой пример.

Хороший пример: Tesla. Вы будете работать на компанию Tesla Motors («Тесла Моторс»), если верите в «зеленую» идеологию Элона Маска, согласно которой мы должны снизить потребление ископаемых видов топлива, или если вы сами хотите водить автомобиль «Тесла», или если вы думаете, что, если все пересядут на электрокары (имеющие блок питания розеточного типа), это положительно скажется на жизни миллионов человек.

Плохой пример: кто-то рассказал мне об идее проекта, при реализации которого потребители смогут выбрать подходящий тип рекламного объявления. Я не представляю, как это сможет улучшить жизнь миллиона (и более) человек. Поэтому я бы не стал работать в стартапах, подобных этому (кстати, у них не было проблем с инвесторами).

Недавно я вложил средства в стартап, который придумал технологию, позволяющую вдыхать (вместе с паром электронной сигареты) витамины и медицинские препараты. Я сам пользуюсь данным продуктом (с его помощью я получаю витамины D и B12 и транс-ресвератрол). И я легко могу представить, как это может помочь миллионам человек: во всей Америке люди испытывают дефицит витамина D, при этом организм человека не в состоянии переварить витамины в таблетках (информация для тех, кто захотел войти в долю, — проект уже полностью профинансирован).

D. Адекватна ли оценочная стоимость компании?

Вы, вероятно, получаете опционы в стартапе, и, в зависимости от того, какой вклад вы вносите в компанию, ваши возможности будут расти.

Как узнать, что дела у компании идут хорошо (согласно последним результатам оценочной стоимости)?

Забудьте на секунду об инвестициях, которые подняла компания (мы уже говорили об этом выше).

Лучше представьте себе: если бы у вас была наличными сумма, равная полной стоимости этой компании, смогли бы вы создать лучший и более успешный продукт? Например, имея на руках $46 млрд, вы сможете превзойти Uber? Мне это неизвестно. Но есть множество стартапов, в случае с которыми, имея сумму, равную полной стоимости бизнеса, с легкостью можно сказать, как их можно заменить.

Страница