ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В РОССИИ: БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Алена Владимирская: Если можно не терять людей, важно их не терять

Своим видением кадрового рынка и подходами к оптимизации штата поделилась Алена Владимирская, основатель кадрового агентства PRUFFI
02 апреля, в 14:38

iBusiness: Как вы считаете, пик сокращений в России уже пройден?

Алена Владимирская: В любом кризисе есть несколько волн сокращений. Прошла, очевидно, первая волна, когда вычищается все ненужное и избыточное, мешающее компаниям выживать в сложной экономической ситуации. Эта волна — самая большая. Будет еще вторая волна — на замену. Выяснится, что сотрудники, которых оставили, не справляются с изменившейся ситуацией, их тоже будут постепенно сокращать, набирая новых под новые компетенции, новые реалии бизнеса. Наконец, перед выходом из кризиса стоит ждать третью волну. Когда начнется очередная замена «антикризисных» людей на работников другого типа. То есть впереди еще две волны, но самая массовая прошла.

Самая массовая волна сокращений прошла, но впереди нас ждут еще две

iBusiness: Как компаниям следует вести себя с сотрудниками, если назрела потребность в увольнении?

Алена Владимирская: Давайте исходить из реалий, что единственно правильный ответ — вести себя честно. Другой вопрос, что не всегда компании могут себе это позволить. Правильное сокращение — это выплата трех окладов, уведомление человека за два месяца и желательно помощь в последующем трудоустройстве. Когда таких возможностей нет — надо честно и открыто договариваться с сотрудниками. Главное — не обманывать, потому что для компании это чрезвычайно важно.

Алена Владимирская: Надо честно и открыто договариваться с сотрудниками. Главное — не обманывать их

iBusiness: Какие варианты увольнения компании чаще всего используют?

Алена Владимирская: Если компании социально ответственные, то они чаще применяют сокращения с выплатой трех окладов. Но далеко не все любят это делать. Если это не совсем белая, чистая компания, то она пытается договориться, чтобы человек ушел сам, по собственному желанию. Иногда бывают, конечно, истории, что человека выживают, но это сложно, дорого, долго и очень рискованно. При этом всплывает много незаконных действий. Человек жалуется в трудовую, та начинает комплексную проверку, выписывает штрафы, которые значительно выше, чем затраты на выплаты по сокращению. Есть, конечно, еще истории недобросовестного выживания, когда компания перестает выплачивать зарплату, ссылаясь на кризисную тяжелую ситуацию. Далеко не всегда это на самом деле так, иногда просто задерживают деньги именно для того, чтобы люди самостоятельно ушли. Ну или используют другие ухудшения условий труда, чтобы люди начали увольняться.

Есть истории недобросовестного выживания, когда компания перестает выплачивать зарплату, ссылаясь на кризисную тяжелую ситуацию. Далеко не всегда это на самом деле так, иногда просто задерживают деньги именно для того, чтобы люди самостоятельно ушли

iBusiness: В недавнем прошлом ваше агентство активно помогало найти нового работодателя целым коллективам сотрудников. Есть ли сейчас подобные запросы?

Алена Владимирская: На самом деле есть запросы прежде всего от компаний. Большинство работодателей (не надо демонизировать ситуацию) все-таки хорошо относятся к своим сотрудникам и понимают, что впереди тяжелая ситуация. Сами компании обращаются в агентства с просьбой трудоустроить сокращаемых сотрудников. Другой вопрос, что мы не всегда можем помочь, потому что мы — производное от рынка. Если нет рабочих мест, мы ничего сделать не можем. Но такие обращения массовые. С другой стороны, те люди, которые хотят уйти командами, тоже приходят за помощью. Да, такая история есть.

Большинство работодателей все-таки хорошо относятся к своим сотрудникам и понимают, что впереди тяжелая ситуация

iBusiness: Как лучше, на ваш взгляд, поступать работодателям, когда они стоят перед выбором: либо сокращать людей, либо всеми силами пытаться их сохранить, пусть даже во вред бизнесу?

Алена Владимирская: Это целиком и полностью зависит от самой компании. Нет тут общего рецепта. Другой вопрос, надо понимать, что, увольняя человека, вы гарантируете себе расходы на поиск нового. Пусть даже новый сотрудник окажется дешевле прежнего, но расходы на рекрутинг, введение человека в должность, частичная потеря компетенции — это всегда очень дорого. Если при прочих равных можно не терять людей, важно их не терять.

Надо понимать, что, увольняя человека, вы гарантируете себе расходы на поиск нового

Все публикации спецпроекта «Кадровая политика во время кризиса: возможности и риски»